Оценка сайтов с точки зрения юзабилити – это одна из необходимых мер по оптимизации. Причём это мера не одноразовая, а постоянная. Даже идеальные по всем показателям сайты или страницы через некоторое время могут демонстрировать совершенно противоположные результаты.
Термин «юзабилити» впервые применили в 1977 году. В то время он относился к анализу программного обеспечения. Сейчас под этим термином в первую очередь понимается удобство сайта. Как определить, удобен сайт для посетителей или нет, если само понятие «удобство» субъективное? Существует 5 основных параметров, которые позволяют получить достаточно объективную картину юзабилити сайта. Их можно представить в виде 5 вопросов.
- 1 Легко ли новому пользователям обращаться с сайтом?
- 2 Как быстро пользователь восстановит в памяти путь, по которому он изучал сайт?
- 3 Насколько полезным оказался контент сайта?
- 4 Сколько ошибок (действий, которые не привели к нужному результату) совершают пользователи?
- 5 Остаются ли посетители сайта довольны результатом (оформление покупки, получение информации и т. д.)?
Оценивать сайт по этим параметрам нужно регулярно. Одноразовая оценка не поможет постоянно поддерживать проект на достойном уровне. Меняются тенденции в веб-дизайне, меняются предпочтения пользователей. Если сегодня сайт по всем показателям отличный, через год он, возможно, будет проигрывать другим ресурсам в интернете.
Этапы анализа юзабилити
I. Первый этап – подготовительный, начинается с настройки веб-аналитики. Есть два инструмента аналитики – Google Analytics и Яндекс Метрика. У каждой системы есть свои достоинства и недостатки, а в целом они неплохо дополняют друг друга, поэтому для получения корректных результатов специалисты рекомендуют использовать оба инструмента в совокупности. После того как веб-аналитика на сайте настроена, нужно установить период, который отводится для сбора данных. Этот параметр зависит от трафика, но чаще всего анализируются данные за месяц. 30 дней достаточно, чтобы собрать достаточное количество данных для оценки.
II. На этом подготовительный этап завершён, пришло время анализа полученной статистики. Для этого нужно использовать данные, полученные с помощью инструментов аналитики. В данном случае подходят карты кликов и скроллинга, ВебВизор, длительность просмотра страниц, показатель отказов, процент кликов по ссылкам и другие. Они помогут оценить сайт по следующим пунктам:
- Соответствие контента ожиданиям посетителя.
- Удобно ли пользователю ориентироваться на сайте (навигация).
- Простота поиска на сайте и заказа товаров. Также на данном этапе анализа необходимо выяснить, во всех ли браузерах и устройствах сайт отображается корректно.
3 подхода к улучшению юзабилити
- 1 Экспертный анализ
Выявлять недочёты юзабилити – задача для профессионалов. Группа экспертов или один специалист описывают достоинства и недостатки сайта, опираясь не только на статистические данные, но и на сравнительный анализ данного сайта и аналога сайта в той же тематике. Эксперты делают выводы на основе таких показателей, как:
- Количество уходов со страниц сайта и процент отказов.
- Конверсия.
- Скорость выполнения операций.
- Число пользовательских ошибок.
- Привлекательный современный интерфейс.
Кому доверить оценку сайта, как не его реальным пользователям? Сайт могут тестировать обычные люди «с улицы», которые понятия не имеют о том, что такое юзабилити и поведенческие факторы. В ходе такого тестирования выявляются самые неожиданные проблемы и сложности, о которых разработчики сайта и не догадывались. Главное — проверять не знания и способности фокус-группы, а удобство сайта.
Этот подход близок к экспертной оценке, однако если результатом последней является отчёт с рекомендациями, то результаты проектирования уже готовы к внедрению. Как правило, при анализе юзабилити используют все три подхода. Одни в большей степени, другие – в меньшей.
III. Третий этап заключается во внедрении на сайте полученных рекомендаций. Но и на этом работа не завершается! Понадобится оценка результатов: изменилась ли конверсия, увеличилась ли лояльность пользователей? На помощь приходят инструменты тестирования. Среди бесплатных инструментов стоит отметить Google. Website Optimizer. Существует также и довольно много платных приложений, которые удобны в определённых случаях, например, для тестирования интернет-магазинов.
P. S.
Анализ юзабилити сайта – целая наука, которая требует детального изучения. Недаром веб-студии предлагают анализ сайта как отдельную услугу. Профессиональная оценка сайта показывает наиболее эффективные результаты, и это вполне логично. Специалисты используют алгоритмы анализа, подбирают нужные инструменты для тестирования, готовят отчёты и составляют готовые к внедрению рекомендации.