Напомним, что юзабилити-тестирование проводится для нахождения проблемных мест на сайте или в продукте. Главной его целью является последующее внесение правок в сайт и выдвижение новых гипотез для A/B – тестирований.
Вам необходимо повысить конверсию на сайте? Запускаете новый сайт или продукт и вам нужен фидбэк от потенциальных клиентов? Тогда эта статья для вас. Сегодня мы поговорим о том, из каких этапов состоит процесс тестирования и как его правильно проводить.
6 шагов юзабилити-тестирования
Шаг 1. Определите ключевые цели исследования
От того, насколько правильно и точно вы сформулируете цели исследования, будет зависеть качество и конечный результат юзабилити-тестирования. Не стоит исследовать все сразу за одно тестирование. Мы рекомендуем для каждого тестирования выбирать одну цель, это поможет правильно составить задачи для пользователей и получить больше данных для анализа.
Плохой пример:
- Цель исследования – выявить все проблемы сайта.
Хороший пример:
- Цель исследования – узнать, насколько легко пользователю найти нужный товар и оформить заказ.
Шаг 2. Подберите целевую аудиторию
Проводить юзабилити-тестирование нужно на реальных людях, максимально приближенных к вашей целевой аудитории. Причем, они должны первый раз пользоваться вашим сайтом (или первый раз тестировать новое обновление). Если человек уже научился пользоваться сайтом, он будет испытывать гораздо меньше сложностей, чем новый покупатель, и найдет меньше ошибок и проблем.
Где искать тестировщиков?
Если у вас b2c-компания и вы продаете товары или услуги для широкой аудитории (обувь, товары для дома и т. д.), рекомендуем использовать наш интернет-сервис юзабилити-тестирования Userpoint . ru. где есть большая база тестировщиков, среди которых можно подобрать свою целевую аудиторию по возрасту, полу и любым другим параметрам:
Конечно, если у вас очень узкая аудитория (например, если у вас интернет-магазин для чукотских лесорубов), то нужно по старинке провести фокус-группу, организовать процесс тестирования самостоятельно, в удобном помещении, или же воспользоваться услугами агентств. Разумеется, традиционное тестирование гораздо дороже и займет в десятки раз больше времени.
Сколько пользователей нужно привлечь для тестирования?
В научных кругах – это старая тема для споров. По данным исследований Якоба Нильсена и Томаса Ландауэра 5 пользователей находят 85% проблем в юзабилити, 15 пользователей – находят 100% проблем. На рисунке математическая модель нахождения юзабилити-проблем, представленная Нильсеном.
Более поздние и основательные исследования показывают необходимость привлечения большего числа участников. Доктор Гитте Линдгаарт из Карлтонского университета доказала большую зависимость процента найденных проблем от качества составленных задач для тестирования, нежели от выборки. Группы из 5-6 пользователей в ее исследованиях находят 30-50% проблем в юзабилити при разных подходах к формулированию задач. Ознакомиться с хронологией исследований и споров можно по ссылке – История магического числа 5 в юзабилити-тестировании .
Мы рекомендуем проводить юзабилити-тестирование с привлечением как минимум 10 человек. причем нужно помнить, что не менее важным показателем помимо выборки является качество поставленных задач и вопросов.
Если вы планируете проводить несколько итераций в процессе разработки сайта, вам нужно будет набирать новую группу для каждого теста. Это важно при расчете бюджета.
Шаг 3. Создайте сценарий и задачи
Сценарий – путь, который проходит пользователь от начала и до конца для достижения цели исследования. На каждом шаге сценария нужно создать задачи, в процессе выполнения которых люди будут размышлять вслух, взаимодействуя с вашим сайтом или продуктом.
Как мы уже говорили, не стоит исследовать все сразу за одно тестирование. Идеальный вариант – проводить для каждой цели свое исследование, создавая для него определенный сценарий с набором задач. Помните, что для качественного тестирования 15-20 минут – оптимальное время выполнения одного сценария пользователем. Также мы не рекомендуем делать более 4-5 задач в одном сценарии.
Используйте разные типы задач в сценариях
Широкие задачи полезны при исследовании удобства и содержания сайта, для наблюдения за естественным поведением пользователя.
Примеры широких задач:
- Найдите сумку, которая вам понравится.
- Найдите отель, который подходит для вашего отпуска в Сочи в следующем месяце. Поделитесь своими рассуждениями.
Конкретные задачи помогут определить, с какими инструментами у пользователей возникают проблемы и трудности.
Примеры конкретных задач:
- Найдите красную сумку по цене до 10 тыс. рублей.
- При оформлении заказа подарка, укажите, что хотите забрать его в ближайшем к вам пункте выдачи. Посмотрите страницу результатов. Отсортируйте пункты по лучшим отзывам.
Не делайте сложные составные задачи
Плохой пример:
- Добавьте товар в корзину. Теперь выберите еще один товар и добавьте его тоже. Затем увеличьте количество первого товара в корзине. Теперь оформите заказ и выберите доставку.
Лучше сделайте 4 разные задачи:
- Добавить товар в корзину.
- Найти другой товар и добавить в корзину.
- Увеличить количество первого товара в корзине.
- Оформить заказ с доставкой.
Ставьте задачи для сравнения с конкурентами
Конечно, цена и условия доставки – важнейшие факторы выбора магазина. Но вы уверены, что клиент купил товар у конкурента, потому что у него он стоит на 1% дешевле? Может быть, ваш сайт просто внушает меньше доверия? А может быть не хватает онлайн-чата? Или дело в условиях доставки? Если есть подозрение, что причина именно в условиях доставки, можно сделать задачу «сравнить условия доставки и оплаты с конкурентом Х» или даже «с конкурентами из топ-3 выдачи Яндекса». Может быть очень много причин для выбора компании, и юзабилити-тестирование – отличная возможность узнать, почему клиенты предпочитают покупать товары на сайтах ваших конкурентов.
Ставьте правильные вопросы к задачам
Задачи в юзибилити-тестировании нужны, чтобы посмотреть предпринятые тестировщиками действия, а вопросы к задачам – чтобы собирать обратную связь. В зависимости от типа вопроса (простой вопрос, вопрос с выбором вариантов, шкала оценок, отзыв) можно получить разные результаты. К каждой задаче нужно ставить правильные вопросы, чтобы максимально полно собирать данные для последующего качественного анализа и выдвижения гипотез.
Пример задачи:
- Подберите подарок для друга в ценовом диапазоне от 5 до 10 тыс. рублей на сайтах xxx. ru и yyy. ru.
Пример вопроса:
- На каком сайте удобнее пользоваться фильтрами товаров?
Совсем скоро у нас выйдет новая статья о том, как правильно составлять сценарий, задачи и вопросы к ним. Подписывайтесь на обновления блога и не пропустите полезную информацию.
Шаг 4. Протестируйте свой тест
Конечно, с первого раза практически невозможно составить идеальный сценарий, поэтому запустите пилотное тестирование для 1-2 пользователей. Это позволит обнаружить и устранить большинство недостатков в составлении задач и вопросов.
Основная цель – убедиться, что тестировщики правильно понимают ваши задачи и вопросы, что они не вызывают у них раздумий и дополнительных вопросов.
Можно поступить следующим образом:
- Попросите кого-нибудь из знакомых пройти тестирование (кто не очень хорошо знаком с вашим проектом).
- Посмотрите, как человек работает с каждой задачей и вопросом, обратите внимание на любые трудности, которые у него возникают.
- Внесите правки в задачи и проведите тестирование на еще одном пользователе.
Юзабилити-тестирование с использованием нашего сервиса позволяет легко и быстро запустить тест на 1-2 пользователях из вашей целевой аудитории. В течение 1-2 дней вы получите видеоролики, сможете отредактировать задачи и запустить новый тест на большее количество пользователей.
Пилотное тестирование делает исследование более качественным и значительно экономит ваше время в долгосрочной перспективе.
Шаг 5. Проведите тест
Если вы работаете с UserPoint, то весь процесс (обеспечение тестировщиков необходимым софтом, запись видеороликов с фиксацией всех рассуждений человека в процессе выполнения заданий) делается автоматически без вашего участия. Поэтому не будем останавливаться на этом шаге подробно.
Если же вы решили проводить традиционное тестирование, рекомендуем ознакомиться с материалами одних из первопроходцев традиционного тестирования Nielsen Norman Group.
Шаг 6. Анализируйте результаты и выдвигайте гипотезы для A / B — тестирований
После проведения тестирования, необходимо выписать и структурировать количественные (число успешно выполненных задач, время тестирования, число найденных ошибок и проблем) и качественные данные (какие именно проблемы и сложности возникли у тестировщиков, комментарии и рекомендации пользователей, ответы на ваши вопросы к задачам). Помните, что конечная цель юзабилити-тестирования – выявить очевидные проблемы для внесения правок на сайт или в продукт и подготовка гипотез для новых A/B-тестирований.
Зафиксируйте все проблемы
Точно и лаконично выписывайте все проблемы и трудности, которые возникали у тестировщиков в процессе выполнения задач.
Плохие примеры:
- Путался в навигации.
- Нажал на неправильную ссылку.
Хороший пример:
- На этапе покупки нажал на ссылку «Вход», вместо ссылки «Оформить заказ».
Отмечайте степень важности проблем.
- Критическая – если ее не исправить, пользователи не смогут завершить выполнение задачи.
- Серьезная – большинство пользователей будет разочаровано, если мы не исправим проблему.
- Незначительная – люди раздражены, но это не мешает им без особых затруднений выполнить задачу.
Формулируйте выводы, вносите правки, выдвигайте гипотезы для следующих A / B -тестирований
Каждый вывод должен основываться на полученных данных и содержать в себе рекомендации о том, что нужно делать дальше. Если проблема критическая, необходимо сразу вносить правки в сайт или продукт. На основе большинства проблем потребуется выдвигать гипотезы для запуска A/B – тестирований.
Не забывайте, что вы не сможете выполнить все рекомендации тестировщиков и сделать сайт или продукт максимально удобным для всех без исключения. Сфокусируйтесь в первую очередь на самых серьезных проблемах, которые непосредственно влияют на конверсию на вашем сайте.
как провести анализ юзабилити сайта