Основы тестирования и отладки Веб-приложений

Основы тестирования и отладки Веб-приложений Тестирование Веб-приложений

Вычислительные и коммуникационные системы используются все чаще и с каждым днем все глубже входят в нашу повседневную жизнь. Компании и отдельные пользователи все больше зависят в своей работе от web-приложений. Веб-приложения соединяют различные отделы внутри компаний, различные компании и простых пользователей. Веб-приложения очень динамичны, а их функциональные возможности непрерывно растут. Непрерывно возрастает потоковый трафик средств информации и запросов, формируемых переносными и встроенными устройствами. Вследствие этого возрастает сложность систем такого рода. Очевидно, что для понимания, анализа, разработки и управления такими системами нужны количественные методы и модели, которые помогают оценить различные сценарии функционирования, исследовать структуру и состояние больших систем. Наблюдаются тенденции к постоянному росту спроса на Веб-службы. Таким образом, проблемы, связанные с недостаточной производительностью будут возникать и в будущем, и, в конце концов, они станут превалирующими при планировании и вводе в эксплуатацию новых Веб-служб и увеличении пользователей Интернета. Веб-приложения становятся все более распространенными и все более сложными, играя, таким образом, основную роль в большинстве онлайновых проектов. Как и во всех системах, основанных на взаимодействии между клиентом и сервером, уязвимости Веб-приложений обычно возникают из-за некорректной обработки запросов клиента и/или недостаточной проверки входной информации со стороны разработчика.

Также будет приведен обзор средств автоматизации тестирования Веб-приложений.

С общими вопросами тестирования и верификации информационных систем предлагается ознакомиться в курсе Интернет Университета Информационных Технологий «Верификация программного обеспечения» [3 ].

Во второй части лекции будут рассмотрены подходы и инструментальные средства отладки CSS, а также отладки и профилирования JavaScript.

Функциональное тестирование ( functional testing ) – процесс верификации соответствия функционирования продукта его начальным спецификациям [4 ]. Характерным примером может быть проверка того, что программа подсчета выплат по банковской ссуде выдает корректные выкладки на любые введенные сумму ссуды и срок ее возврата. Обычно подобные проверки проводятся вручную, иногда к этому подключаются конечные пользователи в качестве бета-тестеров. Однако программные системы становятся все сложнее, а комбинации различных входных параметров и поддерживаемых операционных систем нередко исчисляются десятками и сотнями.

Самым распространенным является подход, называемый Capture & Playback (другие названия – Record & Playback. Capture & Replay) [6 ]. Суть этого подхода заключается в том, что сценарии тестирования создаются на основе работы пользователя с тестируемым приложением. Инструмент перехватывает и записывает действия пользователя, результат каждого действия также запоминается и служит эталоном для последующих проверок. При этом в большинстве инструментов, реализующих этот подход, воздействия (например, нажатие кнопки мыши) связываются не с координатами текущего положения мыши, а с объектами HTML-интерфейса (кнопки, поля ввода и т. д.), на которые происходит воздействие, и их атрибутами. При тестировании инструмент автоматически воспроизводит ранее записанные действия и сравнивает их результаты с эталонными, точность сравнения может настраиваться. Можно также добавлять дополнительные проверки – задавать условия на свойства объектов (цвет, расположение, размер и т. д.) или на функциональность приложения (содержимое сообщения и т. д.).

Основное достоинство этого подхода – простота освоения. Создавать тесты с помощью инструментов, реализующих данный подход, могут даже пользователи, не имеющие навыков программирования.

Вместе с тем, у подхода имеется ряд существенных недостатков. Для разработки тестов не предоставляется никакой автоматизации; фактически, инструмент записывает процесс ручного тестирования. Если в процессе записи теста обнаружена ошибка, то в большинстве случаев создать тест для последующего использования невозможно, пока ошибка не будет исправлена (инструмент должен запомнить правильный результат для проверки). При изменении тестируемого приложения набор тестов трудно поддерживать в актуальном состоянии, так как тесты для изменившихся частей приложения приходится записывать заново.

Тестирование пользовательского интерфейса

Часть программной системы, обеспечивающая работу интерфейса с пользователем – один из наиболее нетривиальных объектов для верификации [7 ]. Нетривиальность заключается в двояком восприятия термина «пользовательский интерфейс».

С одной стороны пользовательский интерфейс – часть программной системы. Соответственно, на пользовательский интерфейс пишутся функциональные и низкоуровневые требования, по которым затем составляются тест-требования и тест-планы. При этом, как правило, требования определяют реакцию системы на каждый ввод пользователя (при помощи клавиатуры, мыши или иного устройства ввода) и вид информационных сообщений системы, выводимых на экран, печатающее устройство или иное устройство вывода. При верификации таких требований речь идет о проверке функциональной полноты пользовательского интерфейса – насколько реализованные функции соответствует требованиям, корректно ли выводится информация на экран.

С другой стороны пользовательский интерфейс – «лицо» системы, и от его продуманности зависит эффективность работы пользователя с системой. Факторы, влияющие на эффективность работы, в меньшей степени поддаются формализации в виде конкретных требований к отдельным элементам, однако должны быть учтены в виде общих рекомендаций и принципов построения пользовательского интерфейса программной системы. Проверка интерфейса на эффективность человеко-машинного взаимодействия получила название проверки удобства использования (usability verification, в русскоязычной литературе в качестве перевода термина usability часто используют слово «практичность»).

Все эти фазы точно такие же, как и в случае тестирования любого другого компонента программной системы. Отличия заключаются в трактовке некоторых терминов в применении к пользовательскому интерфейсу и в особенностях автоматизированного сбора информации на каждой фазе.

Так, тест-планы для проверки пользовательского интерфейса, как правило, представляют собой сценарии. описывающие действия пользователя при работе с системой. Сценарии могут быть записаны либо на естественном языке, либо на формальном языке какой-либо системы автоматизации пользовательского интерфейса. Выполнение тестов при этом производится либо оператором в ручном режиме, либо системой, которая эмулирует поведение оператора.

При сборе информации о выполнении тестовых примеров, как правило, применяются технологии анализа выводимых на экран форм и их элементов (в случае графического интерфейса) или выводимого на экран текста (в случае текстового), а не проверка значений тех или иных переменных, устанавливаемых программной системой.

Под полнотой покрытия пользовательского интерфейса понимается то, что в результате выполнения всех тестовых примеров каждый интерфейсный элемент был использован хотя бы один раз во всех доступных режимах.

Отчеты о проблемах в пользовательском интерфейсе могут включать в себя как описания несоответствий требований и реального поведения системы, так и описания проблем в требованиях к пользовательскому интерфейсу. Основной источник проблем в этих требованиях – их тестонепригодность, вызванная расплывчатостью формулировок и неконкретностью.

Тестирование пользовательского интерфейса может проводиться различными методами – как вручную при непосредственном участии оператора, так и при помощи различного инструментария, автоматизирующего выполнение тестовых примеров. Рассмотрим эти методы более подробно.

Ручное тестирование пользовательского интерфейса проводится тестировщиком-оператором, который руководствуется в своей работе описанием тестовых примеров в виде набора сценариев. Каждый сценарий включает в себя перечисление последовательности действий, которые должен выполнить оператор и описание важных для анализа результатов тестирования ответных реакций системы, отражаемых в пользовательском интерфейсе. Типичная форма записи сценария для проведения ручного тестирования – таблица, в которой в одной колонке описаны действия (шаги сценария ), в другой – ожидаемая реакция системы, а третья предназначена для записи того, совпала ли ожидаемая реакция системы с реальной и перечисления несовпадений.

юзабилити сайта что это такое

как накручиваются поведенческие факторы санкт петербург

поведенческие факторы риска что это