В современном seo, а, особенно, для интернет-магазинов и других коммерческих проектов юзабилити сайта становится значимым фактором, так как напрямую влияет на поведенческие показатели ресурса. Помимо этого, от юзабилити зависит конверсия (звонки, письма и другие конверсионные действия). То есть ваши продажи, ваша прибыль могут быть увеличены только за счет работы над юзабилити, без вложения дополнительных средств в рекламу.
В данном посте мы расскажем о том, как провести аудит юзабилити сайта самостоятельно: выявить недочеты и ошибки, найти пути к улучшению качества сайта.
Как понять, что пора провести оценку юзабилити
Обговорим сразу, что для сайтов с посещаемостью менее 20-30 человек в сутки, подобный аудит будет низкоэффективный, так как для сбора объемных статистических показателей необходим слишком длинный промежуток времени. То есть мало человек ещё для оценки.
Если на сайте замечены следующие особенности:
- Высокий показатель отказов на целевых страницах (более 25%);
- Низкая глубина просмотров страницы (менее 2 стр.);
- Низкая конверсия (по разным тематикам данный показатель сильно варьируется);
- Замечания по сайту от пользователей (в комментариях к товару, сообщением и т. д.).
Тогда, однозначно, стоит проводить аудит юзабилити сайта. Справедливости ради, более 85% всех сайтов в рунете имеют хотя бы одну из вышеперечисленных проблем.
Этапы проведения аудита
1. Выявляем простые недочеты
- Проверяем работоспособность всех форм на сайте, используя все популярные браузеры;
- Проверка кроссбраузерности сайта (Mozilla firefox, Google Chrome, Opera, Internet explorer и т. д.);
- Отображения сайта в мобильных телефонах и планшетах;
- Проверка скорости загрузки страниц сайта;
- Проверка доступности сайта с различных точек земного шара.
Сервисы для проверки
- browsershots. org – автоматизированная проверка кроссбраузерности сайта (есть бесплатные варианты).
- webmasta. org – массовая проверка скорости загрузки страниц сайта.
- host-tracker. com — доступность сайт со всех точек земного шара.
- developers. google. com/speed/pagespeed/ — работоспособность на мобильных устройствах и планшетах.
Прежде чем проводить глобальные дорогостоящие доработки, стоит изучить ваш сайт на самые простые вышеприведенные ошибки.
2. Анализ дизайна элементов и структуры сайта
- На всех страницах сайта должны отображаться контактный телефон и название компании.
- Посадочная страница должна соответствовать названию ссылки на поиске.
- На всех страницах сайта есть основное меню.
- Удобная навигация по сайту (идеальный вариант – со всех страниц подкатегорий можно попасть в любую другую подкатегорию).
- На всех узловых страницах коммерческого сайта есть кнопка – «Купить», «Заказать» и т. д.
- Контент посадочных страниц содержит: читабельный текст, разбиение на подзаголовки, графическую иллюстрацию, видео материалы.
- Обратная связь на всех страницах сайта (обратный звонок, онлайн-чат и т. д.).
- Обязательно присутствует удобный поиск по сайту.
3. Дополнительные пожелания к юзабилити
Над сайтом необходимо постоянно работать, поэтому стоит проводить следующие виды работ:
- A/B тестирование форм (меняйте их расположение, оформления).
- Анализировать сайты конкурентов и их посадочные страницы.
- Обновлять/дополнять контент сайта по мере необходимости.
- Работать над подачей контента на сайте.
- Для интернет-магазинов — обновлять/изменять/расширять фильтры по подбору и сортировки товаров.
- Для интернет-магазинов – добавлять больше качественных фотографий товаров.
- Прислушиваться к пожеланиям посетителей сайта.
В целом, достаточно сложно составить готовый шаблон по проведению аудита юзабилити, так как каждая тематика насыщена различными особенностями. В статье рассмотрены общие требования к качеству сайтов для всех тематик. Наши пожелания для всех владельцев сайта в отношении юзабилити:
- Анализ конкурентов.
- Доработка своего сайта на основе проведенных исследований.
- A/B тестирование.
Вот простые 3 шага для достижения максимальной конверсии.