Сайтов в интернете все больше и больше с каждым днем. Можно найти не один сайт даже на самую узкую тематику. В такой плотной конкуренции важно все мелочи. Поисковые системы относят юзабилити сайта к одним из основных факторов ранжирования .
Что такое юзабилити сайта
Юзабилити сайта — степень удобства предоставления информации и функционала для пользователя на сайта
Насколько удобно пользователям на сайте зависит его доверие к сайту, время пребывания и конверсия сайта. Например, если пользователь не смог разобраться как что-то заказать или просто получить информацию об услуге или товаре, то, скорее всего, он не будет тратить время, чтобы разобраться где и что находится. Ему проще уйти на другой сайт, где нет такой проблемы. Как я уже отмечал, сайтов много и поэтому пользователь вряд ли что-то потеряет, уйдя просто к другому.
Конечно, в первую очередь на сайте должен быть полезный контент. который дает исчерпывающий ответ пользователя на запрос. Задача юзабилити заключается в том, чтобы пользователь смог правильно понять эту информацию.
На что влияет юзабилити сайта
- Конверсия сайта. Как известно от этого зависит доход и эффективность сайта в целом.
- Поведенческие факторы. а значит и позиции сайта в поисковых системах. А это риски потерять приличную часть трафика.
- Возврат пользователя на сайт. Если сайт пользователю понравился, то шансов, что он добавит его в закладке и вернется гораздо больше, чем у сайта который не понравился.
Как проверить юзабилити сайта
Для проверки юзабилити сайта существует специальный сервис ASKUSERS. в котором можно заказать анализ сайта. Реальные пользователи составят подробный отчет о работе вашего сайта с точки зрения пользователя.
Как улучшить юзабилити
Рассмотрим базовые факторы, которые подойдут для любого сайта. Вообще написать эталонные требования к юзабилити вряд ли возможно, поскольку у каждого сайта своя аудитория по возрасту и интересам, а также целям.
- Открывая сайт, пользователь должен сразу понимать куда он попал и о чем сайт. Для этого нужен логотип сайта, где будет написано название компании и чем она занимается.
- Информация должна находится в центре экрана, причем так, чтобы пользователю не надо было прокручивать скролл. Хотя бы 1/2 часть при открытии страницы уже должна давать ответ пользователю на его запрос. Проще говоря: не надо делать громадные шапки сайта и огромные рекламные баннеры. Кстати, у Google есть даже такой фактор ранжирования: часть полезного контента обязательно должна была попадать на экран при открытии сайта (т. е. без скролла).
- Приятный фон и шрифт. Как выбрать хороший фон и шрифт читайте в статье: как выбрать шрифт
- Отформатированный контент в плане разбития на части и выделения нужных частей. Структурированный текст легче читать.
- Ссылки должны в контенте должны как-то выделяться. Определения и важные моменты выделять жирным, подчеркиванием или другим цветом.
- Наличие картинок улучшает восприятие контента.
- Наличие хлебных корочек
- Одинаковый шаблон на каждой странице сайта.
- Наличие кнопки наверх. См. как добавить кнопку «Наверх» на сайте
- Наличие онлайн помощника (если это необходимо)
- Поиск по сайту. В идеале делать интеллектуальный поиск, т. е. чтобы при вводе ключевых слов были подсказки и исправление опечаток.
- Простая навигация по сайту. Лучше всего делать более менее стандартные пункты меню и дизайн. Это важная часть сайта и у многих есть уже привычки. Например, меню располагается либо в шапке сайта, либо в левом сайдбаре.
Выше перечислены основные моменты на мой взгляд. Можно долго перечислять подобные пункты. Главный смысл в том, чтобы пользователь получил то, что он искал. А наша задача вебмастеров предоставить ему это в лучшем виде.
Что касается функционала сайта, то выделять какие-то отдельные общие советы нельзя. В каждой тематике свои нюансы. Я рекомендую просмотреть своих конкурентов в топе и оценить их функционал и сделать еще лучше. Например, какой-то калькулятор, какой-то анализатор, какой-то помощник для выбора продукта. Копировать все идеи у конкурентов не надо, нужно просто сделать лучше, чем у них. Только так можно выбиться в топ.